В каждой группе оформлены центры по ознакомлению с родным краем, где имеется теоретический и практический материал: литература для детей, родителей и педагогов. Накоплен богатый материал по ознакомлению воспитанников с жизнью, бытом, творчеством народов, населяющих нашу республику. Много дидактических пособий по ознакомлению с родным селом, изготовленных своими руками, оформлены фотоальбомы об истории детского сада.
Материалы, представленные в доступной для малышей форме, дают возможность соприкоснуться с историей своего села. Экспонаты подбираются педагогами, детьми и их родителями. Это очень важно для того, чтобы малыши чувствовали себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого. Воспитанники гордятся тем, что в группе имеются предметы, собранные ими. Педагоги стараются, чтобы они поняли, что прошлое, настоящее и будущее неразрывны, что мы часть единого древа жизни. В детском саду организована работа по ознакомлению детей с башкирским фольклором, художественной литературой, музыкой и изобразительным искусством. Изучение башкирского языка в старших, подготовительных группах ведется в форме занятий, а в младших и средних группах – в виде совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах (чтение потешек, стихов, сказок, организация башкирских народных подвижных, хороводных, пальчиковых игр).
Наш детский сад с учетом мнения родителей воспитанников реализует программу по обучению башкирской разговорной речи З.Г.Нафиковой «Шатлык». Дети знакомятся с произведениями башкирского устного народного творчества. Пословицы, поговорки, приметы, народные песни и сказки, загадки, произведения башкирских писателей и поэтов широко используются в работе.
Согласно федеральной образовательной программе, одним из основных принципов патриотического воспитания детей в дошкольном возрасте является активное участие в жизни своей страны. Для достижения этой цели, педагоги привлекают воспитанников к участию в различных мероприятиях, посвященных памятным датам и историческим событиям.
В торжественной обстановке проходят праздники, посвященные Дню Республики, Дню Флага. В сентябре и апреле ежегодно проводится День национального костюма народов Республики Башкортостан.
Музыкальные руководители уделяют большое внимание ознакомлению детей с башкирским народным фольклором. Большое место в жизни детей занимают народные игры.
Особый интерес вызывают у воспитанников такие праздники и развлечения, как «Осенний праздник», «Масленица», «Весенняя ярмарка», «Науруз» и др. Дети в нарядных национальных костюмах исполняют народные танцы, песни, играют в народные игры. Им приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой дошкольники знакомятся с народным творчеством.
Большое место в работе с детьми занимает воспитание чувства любви к семье, к детскому саду, селу, родной природе, осознание себя как гражданина своей страны, уважительно относящегося к символике - флагу, гимну, гербу. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь детям в полной мере понять, осмыслить символы, их происхождение, значение, образы, функции, цвета. И как человек не может жить без имени, фамилии и отчества, так и его Родина не может существовать без флага, герба и гимна. При работе по воспитанию любви к родному селу, дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному селу должны проявляться у него как восхищение своей малой родиной. С этой целью проводятся экскурсии по родному селу, по достопримечательным местам родного края, цикл занятий на тему «Колыбель моя - земля Кармаскалинская», разработаны и реализованы проекты «Моя семья – моя крепость».
Воспитатели рассказывают детям и о Великой Отечественной войне, о том какой ценой досталась нашему народу Победа. Коллектив детского сада принимал также участие в акции «СВОих не бросаем».
Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста требует совместных усилий педагогов, родителей и общества в целом. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через занятия и праздники, акции, совместные мероприятия детей и родителей, на которых обсуждаются вопросы воспитания детей, родители активно участвуют в конкурсах, выставках рисунков, фотовыставках, проводимых в детском саду. По данному направлению педагоги вместе со своими воспитанниками участвуют в конкурсах различного уровня.
Назира ДИАРОВА, заведующий МАДОУ детский сад №1 с.Кармаскалы, Флюза ШАЙБАКОВА, старший воспитатель.