Быстрый прогресс в электронике и композитах привел не только к резкому расширению возможностей беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) по визуальному контролю и съемке местности, но и освоению ими таких новых сфер, как доставка грузов, пожаротушение и выполнение сельхозработ, которые раньше брала на себя только пилотируемая авиация. По итогам 2021 года рынок услуг беспилотников достиг в России объема 12 миллиардов рублей, а к 2030 году, по оценкам минпромторга РФ, он вырастет в 10 раз и достигнет 120 миллиардов.
Основой для формирования отрасли может стать уже имеющийся опыт использования беспилотных авиационных систем. Они уже применяются, к примеру, для инспекции состояния энергосетей. Использование беспилотников позволило сократить сроки проведения таких проверок в 5 раз и в 8 раз снизило риски аварий. В картографии и кадастре использование беспилотников уменьшило стоимость работ на 20%, в экологическом контроле с их помощью выявляется в 4 раза больше нарушений при том же штате инспекторов.
Как сообщал «Башинформ», для налаживания производства БПЛА и создания условий для их коммерческого использования в Башкирии реализуется «прорывной» проект «Создание отрасли беспилотной гражданской авиации», включенный в перечень приоритетных инвестпроектов. Проект рассчитан на реализацию в 2021–2030 годах. По расчетам, он обеспечит выпуск продукции на сумму 8,9 миллиарда рублей в год, создаст 5 тысяч рабочих мест в разных отраслях и обеспечит трудоустройство 3 тысяч выпускников республиканских вузов. Планы включают создание производства, испытательного и обучающих центров, а также нормативной базы для коммерческого использования дронов.
«Это беспрецедентный и очень интересный для Башкортостана проект, – подчеркнул Глава республики Радий Хабиров. – Мы поставили амбициозную задачу, которую можно решить только совместными усилиями на основе кластерного подхода».
Площадка для организации выпуска беспилотников выделена в Уфе на улице Рубежной рядом с трассой в аэропорт. Объем инвестиций составит около миллиарда рублей, причем уже на третий год реализации участники могут получить прибыль порядка 9 миллиардов рублей.
Проектные виды
Производство беспилотников возьмет на себя совместное белорусско-китайское предприятие, основной акционер которого — Национальная академия наук Беларуси. В Башкирии уже запущена сборка сельскохозяйственного комплекс агродрон А60-х. Исходя из характеристик агродрона, максимальная площадь обработки сельхозугодий составит около 33 гектаров за рабочий день.
Для обработки посевных площадей минеральными и органическими удобрениями в нашей республике минимально необходимая расчётная потребность использования дронов составит около 1500 штук. Один сельскохозяйственный беспилотник республиканской сборки будет стоить порядка 1,7 миллиона рублей. Минсельхозом принята программа субсидирования 50% стоимости таких аппаратов.
«В Башкирии мы начали активно сотрудничать с компанией «Геоскан – Уфа», - отметил Юрий Леоновец. - Мы уже запустили в вашем кластере беспилотной авиации производственную линию по сборке, испытаниям и сборке всех типов дронов. Четыре БПЛА уже здесь выпустили, башкирские специалисты едут в Беларусь для обучения производственным процессам и пилотированию дронов».
На первом этапе на площадке в Уфе планируется крупноузловая сборка беспилотников с поставкой компонентов из Китая через особую экономическую зону в Беларуси, что позволит использовать таможенные и налоговые льготы. В дальнейшем компоненты БПЛА будут локализовываться у местных производителей с доведением степени локализации до 50%.
Наряду с этим проектом, на авиазаводе в городе Кумертау планируется серийное производство тяжелого беспилотника вертолетного типа БАС-200. Аппарат массой 200 килограмм способен поднимать до 50 килограммов полезной нагрузки, что позволяет устанавливать оборудование для круглосуточного мониторинга, транспортировки грузов, поисково-спасательных операций, тепловизионной съемки и многих других задач. Данный проект реализуется в сотрудничестве с белорусским конструкторским бюро «Беспилотные вертолеты».
В 2021 году летающая модель БАС-200 была представлена на авиасалоне МАКС, в мае 2022-го начались его сертификационные испытания, а сертификат типа был выдан 28 декабря. Оценив возможности аппарата, почта России заключила соглашение об использовании БАС-200 для перевозки грузов в труднодоступных регионах. Он будет работать на Камчатке, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах.