Надзорные органы на нарушения закрывают глаза
Мониторинг деятельности регоператоров со стороны Росприроднадзора Башкирии, начавшийся с первых дней реализации реформы, продолжает и сейчас выявлять многочисленные нарушения в работе всех четырёх компаний, заявила и.о. руководителя Росприроднадзора республики Ольга Янчук.
Среди обнаруженных нарушений — несоблюдение территориальной схемы по обращению с отходами, она требует скорейшей корректировки Минэкологии РБ. Техника регоператоров не соответствует установленным требованиям. Отсутствуют сортировочные линии. Не соблюдается главное требование перед захоронением ТКО — обязательная сортировка отходов, притом что закон о запрете захоронения некоторых видов отходов уже вступил в силу.
По словам руководителя ведомства, в республике несколько «черных дыр» — мест, где отсутствуют полигоны и где отходы девать просто некуда. Графики вывоза отходов в регионе не соблюдаются, мусор вывозится с задержкой в недели и даже месяцы.
«Мы все понимали, что к этой реформе республика не готова, но не начинать ее было невозможно. Поэтому нам, как надзорному органу, приходится закрывать глаза на существующие недоработки и сейчас останавливать реализацию имеющихся полномочий, иначе ни регоператоров, ни реформы не будет, и страна останется завалена никому не нужным мусором», — сказала Ольга Янчук.
Глава Росприроднадзора отметила, что нарушения в основном вынужденные, но напомнила, что это не избавляет регоператоров от ответственности, и призвала их к дальнейшей максимально эффективной работе, прислушиваться и устранять нарушения.
«Все регоператоры действуют на основании соглашения с правительством РБ в лице Минэкологии, неисполнение условий соглашения в нем влечет за собой расторжение документа, — предупредила регоператоров Ольга Янчук. — Наша задача — не похоронить вас, а корректировать вашу работу. Надеемся, что вами будут рассмотрены вопросы не только сортировки, развития инфраструктуры, но и раздельного сбора ТКО».
В настоящее время проверкой деятельности регоператоров намерена заняться прокуратура.
Причины провала «мусорной» реформы в Башкирии
По мнению председателя Союза экологов республики Александра Веселова, реформа по обращению с отходами провалена по трем причинам: противоречия и коллизии в законодательстве, отсутствие экономической базы для отрасли и непонимание процесса в разных районах региона.
«Во-первых, Минэкологии очень поздно провело выбор регоператоров, затянуло этот процесс, и за несколько месяцев все не успели подготовиться к началу реформы. Во-вторых, органы местного самоуправления не подготовили контейнерную базу, хотя знали — реформа готовилась четыре года. Все ждали чего-то. Еще одна недоработка — это неактуальная база данных плательщиков. Законодатель должен был предусмотреть возможность передачи регоператорам базы данных из федеральной миграционной службы, в закон надо было внести эту норму. В итоге сейчас поступают тысячи жалоб. Базу необходимо актуализировать каждый месяц».
Эколог по итогам проведенного рейда по районам республики привел несколько негативных примеров.
В Мишкино, несмотря на наличие почти пустого полигона, мусор вывозится и складируется рядом в лесу. В Дюртюлях городской мусор складирован возле промбазы. В Салавате и Стерлитамаке эксплуатируются незаконные непроектные свалки, тогда как есть альтернативные места вывоза ТКО. В Кармаскалах жители сами вынуждены вывозить отходы на свалку, потому что нет контейнеров и в районе работает недобросовестный предприниматель. В Зауралье полигона нет вообще, для решения проблемы требуется хороший инвестпроект. Свалка в Буздяке — запущена: нет утрамбовки, обсыпки, гидроизоляции.
Веселов считает, что необходимо создавать отрасль, привлекать инвесторов на переработку отходов, создавать контейнерный парк, оживлять рынок промышленных отходов, не допускать их вывоз на бытовые свалки. Больших средств требует ликвидация свалок. Только на ликвидацию свалки в Стерлитамаке необходимо 1,5 млрд рублей. И это при том, что ни одна республиканская свалка не вошла в перечень объектов накопленного вреда для предоставления субсидий из федерального бюджета на ее ликвидацию.
Плату за вывоз мусора в Башкирии нужно повысить
Плату за вывоз мусора в Башкирии придется повышать, считает Александр Веселов. Отрасль не создается по экономическим причинам. Деятельность регоператоров может оказаться убыточной, по некоторым регионам России уже есть картина отказа регоператоров от работы.
«Учитывая плату за вывоз мусора, которая есть сейчас в республике, и низкую собираемость платежей, особенно в сельской местности, я боюсь, что это может стать основной проблемой. Необходимо, наверное, осенью поднимать плату для населения до всероссийского уровня, иначе будет провал, — сказал Веселов. – В связи с этим хочу сказать, что каждый должен понимать, что за вред, наносимый окружающей среде, надо платить».
Отметим,что по Уфе собираемость платежей за коммунальную услугу находится на уровне 60-70%, в среднем по зоне №1 20-30%, пояснил замдиректора Спецавтохозяйства по уборке города Ринат Биккинин. В зоне №3 (регоператор ООО «Эко-сити») собираемость в среднем — 37%.
Как рассказала агентству «Башинформ» председатель Госкомитета республики по тарифам Светлана Бурдюк, с наступлением теплого времени потребуется вывозить мусор чаще и оперативнее. Это значит, что увеличатся расходы на транспортировку и регоператоры вправе поднять плату — они ее формируют исходя из тарифа и объема. Но максимальный предел в республике, до которого плата может быть поднята, — 96 рублей.
«Люди это понимают, и готовы платить больше, — уверена руководитель комитета. — Сегодня население готово платить и 100 рублей, был бы виден результат, чтобы были контейнерные площадки, чтобы люди видели, что работа идет».
Светлана Бурдюк добавила, что во многом успех собираемости платежей зависит от информационно- разъяснительной работы самих регоператоров. Также, по ее словам, компании вправе предъявить понесенные ими расходы в Госкомитет. Они будут учитываться при установлении тарифов на 2021 год.
Когда Башкирия придет к раздельному сбору мусора?
Раздельный сбор отходов — один из способов снизить экологическую нагрузку на окружающую среду. В Башкортостане механизм не налажен.
Как сообщало агентство, в Уфе внедрять раздельный сбор мусора начнут с делового центра столицы — в квартале улиц Гафури, Тукаева, Цюрупы и Коммунистической. Замдиректора САХ Ринат Биккинин отметил, что планируется организовать 25 контейнерных площадок для раздельного сбора ТКО. В настоящее время закупаются евроконтейнеры для раздельного сбора стекла, пластика и макулатуры, а также экоурны. Планируется, что после реализации пилотного проекта в Кировском районе столицы опыт будет распространен на всей территории города.
По мнению экспертов круглого стола, есть еще много актуальных вопросов, касающихся реализации реформы по обращению с ТКО в республике.
«Цель мусорной реформы — формирование современной, экологически безопасной отрасли обращения с твёрдыми коммунальными отходами, использовать вторсырье на полную мощность, а также научить жителей бережному отношению к природе, — резюмировала заместитель председателя комитета Госсобрания РБ по аграрным вопросам, экологии и природопользованию Руфина Шагапова. — Решать проблемы, которые возникают при реализации данной реформы, нужно сообща вместе с государством, региональными операторами и общественниками.