Сегодня имя Гафура Шакуровича Ишмухаметова хорошо известно в медицинских кругах республики: умелый организатор, сторонник всего нового и при этом чуткий и отзывчивый человек.
В 1966 году паренек из деревни Зяк-Ишметово Куюргазинского района терпеливо ждал своей очереди в приемной комиссии мединститута. Конкурс оказался небывало высоким: в тот год из школ выпускались как 10-е, так 11-е классы.
- Поздравляем, вы блестяще сдали экзамены и поступили. Но имейте в виду, мест в общежитии пока нет. С жильем решайте сами, - сказали ему.
- Тогда верните документы, у меня в Уфе никого нет, - с ходу огорошил абитуриент. Кто же знал, что он из семьи, где воспитываются 10 детей, и поддержки ждать неоткуда. Но неравнодушная секретарь приемной комиссии тут же принялась наставлять юношу: «Так нельзя с плеча рубить, в наш институт по пять раз поступают». И протянула адрес частного дома, где можно было за 3 рубля снять угол. Так Гафур остался в числе студентов.
Его мама Мафтуха Вильдановна была известной на всю округу травницей и местным лекарем. Она как могла оказывала первую медпомощь своим односельчанам. В отдаленной деревне не было фельдшера, а ближайшая больница находилась за десятки километров. И маленький Гафур часто видел, как к маме приходили соседи, чтобы перевязать рану, вылечить простуду или загноившийся глаз. Отец Шакур Габдрахманович слыл первым механизатором на деревне и все силы отдавал, чтобы поставить детей на ноги.
- Всегда старался быть самостоятельным и надеялся только на себя. Сразу нашел подработку: пробовал вагоны разгружать, но такая нагрузка не оставляла сил на учебу. Вскоре и место в общежитии выделили, - вспоминает Гафур Шакурович.
Большой школой стала для него интернатура в онкодиспансере. Молодого интерна брали на сложные операции, посвящали во все тонкости врачебного дела. Под руководством старших коллег даже выполнил резекцию желудка. Учился у них не только мастерству, но и врачебной этике.
В 1972 году молодой хирург с женой Насимой Кутузовной (кстати, в свое время она работала в Кармаскалинской детской консультации педиатром) получив дипломы об окончании медицинского института, отправились по распределению в Дюртюлинский район. Он – главным врачом участковой больницы, она – педиатром.
- На практике приходилось быть хирургом, терапевтом, акушером-гинекологом и администратором в одном лице. При любом сложном случае я оставался один на один с тяжелобольным. Огнестрельное и ножевое ранения, роды, в день приходилось делать по 7-8 операций.
Еще один нюанс сельской больницы и постоянная головная боль для главного врача – печное отопление. А это 400 кубометров дров. Как нарубить такое количество? Находчивый главврач быстро нашел выход – он развернул серьезную борьбу с алкоголизмом. Для таких «хронических пациентов» ввел трудотерапию – каждый должен был наколоть определенное количество дров.
Но главное качество Ишмухаметова было еще и в том, что на каждом своем рабочем месте он стремился создать достойные условия для врачей и больных. Как ему удававалось строить поликлиники и стационары, одному богу известно.
История повторилась и в Кармаскалах, куда Гафура Шакуровича перевели главным врачом Центральной районной больницы. На тот момент ему едва стукнуло 28 лет, и он стал самым молодым среди коллег. «Хозяйство», как водится, досталось большое и беспокойное – районная и четыре участковые больницы, поликлиника. Одно из главных достижений за 12 лет в Кармаскалах – строительство трехэтажной поликлиники на 600 посещений в смену. В это время подобной не было ни в одном районе республики.
В весь секрет – в простых человеческих отношениях. Первый секретарь райкома партии Иван Фомич Волик был дружен с министром транспортного строительства СССР Владимиром Аркадьевичем Брежневым, в ведении которого находилось предприятие «Метрострой». Именно они возвели в Кармаскалах райком, Дом культуры. А когда речь зашла о новой поликлинике, всесоюзный министр поддержал начинание.
- Быстро сделали проект, неоднократно ездил в Москву, пробился к нему на прием. И строительство началось, использовали лучшие материалы, гранит, мрамор, чешскую облицовочную плитку, дубовые двери, окна из хорошей высушенной столярки. Поликлиника получилась образцовой, - говорит Гафур Шакурович.
1977 году Ишмухаметов получает приглашение от директора Института глазных болезней Марата Талгатовича Азнабаева.
- Я же не окулист, - развел руками Гафур Шакурович.
- Мне организатор здравоохранения нужен и хороший главврач, окулистов у нас предостаточно, - заверил Марат Талгатович.
Но проработать в новой должности удалось всего полгода. Неожиданно раздался звонок из приемной второго секретаря Башкирского обкома партии Геннадия Кривякова. Зачастую приглашение в обком «на ковер» не сулило ничего хорошего. Но разговор прошел дружелюбно.
- Хотел посоветоваться, как поднять наше сельское здравоохранение, - начал Кривяков и внимательно выслушал все доводы Ишмухаметова. Уже на следующий день был еще один судьбоносный звонок – на этот раз от министра здравоохранения Альфреда Турьянова, который поспешил сообщить, что Гафура Шакуровича назначают главным врачом больницы №1.
- Прекрасно знал Владимира Скачилова. Свою деятельность он тоже начинал в Кармаскалах, и местная больница была для него как родная. Поэтому с легкостью согласился, - вспоминает Гафур Шакурович.
С присущей ему энергией Гафур Ишмухаметов принялся здесь наводить порядок. Одними из первых в больнице возродили диспансеризацию. Дело в том, что те времена руководители старались не уходить на больничные и не ложиться в больницу. Нарком здравоохранения Николай Семашко был убежден, что нужно отдавать приоритет первичной профилактике. В больнице разработали график, утвердили его в обкоме и пациенты спокойно проходили все процедуры.
Уже за первый год удалось вявить немало серьезных хронических заболеваний, а в 6-7 случаях даже спасти людей. Этот подход практикуется до сих пор.
Нам часто ставят в пример медицину СССР, мол, было лучше – быстрее, качественнее и бесплатнее. И были те доктора, которые работали за идею, которых уважали и любили. Но хорошие врачи будут всегда. И, несмотря на все приказы и указы, они будут помогать, лечить и выхаживать. Многие уверены, что врачи должны работать по зову долга и сердца. В этом и заключается то самое благороднейшее врачебное призвание.
Любовь к людям, милосердие, самоотверженность и умение подчинить себя интересам больного - это не только заслуживающие уважения свойства личности Гафура Шакуровича, но, прежде всего, свидетельство высокого профессионализма.
Фото из семейного архива.