Все новости
Твои люди, село
29 Апреля 2019, 12:35

105 ступенек Галии Ишмаковой

105-летний юбилей отмечает уроженка села Бузовьязы. Она родилась в прошлом веке, видела коллективизацию, войну, перестройку...Как отмечали столетний юбилей

Такое торжество в нашем селе проводилось впервые. Гостей не счесть! Расставлены стенды, наглядно отражающие сто ступенек из жизненного пути Галии Мухаметшарифовны Ишмаковой. А внуки сняли видеофильм. На сцене родные показали свои творческие способности – один на саксофоне, другой на рояле исполнили любимые мелодии нэнэйки, третий спел песню, четвертый показал фокусы под аплодисменты собравшихся.


Задушевный тон вечеру задала известная певица, композитор Зифа Нагаева. Она рассказала биографию именинницы. А каждый из гостей дополнял её рассказ интересными деталями. Трогательным было выступление зятя Мурсалима Мухутдиновича.


– Родители давно покинули этот мир. Почти пятьдесят лет назад Галия Мухаметшарифовна приняла меня как родного сына. Домашние дела – ее любимое занятие. Зимой вяжет варежки и носки, летом пропадает в саду. Даже соседнюю ребятню развлечет интересными задумками. Наша семья безгранично благодарна вам, уважаемая Галия Мухаметшарифовна! – под аплодисменты завершил свое поздравление зять.


Звучат поздравления, вручаются подарки, дом то и дело погружается в веселые мелодии. Тем временем меня вольно-невольно посещает та первая встреча с героиней сегодняшнего торжества. И я возвращаюсь к ней, стараясь восстановить отдельные эпизоды из ее судьбы.


Встреча на дороге


Голосую. Почти у моих ног водитель притормозил черный джип. Приоткрыв дверцу, симпатичная женщина нежным голосом приглашает в салон. Я, поблагодарив, занимаю кресло.

– Здравствуйте, Мидхат-абый! – обращается дама, вызывая недоумение - откуда ей знакома моя персона. – Познакомьтесь, это мой муж Мурсалим.

Обменялись рукопожатиями. Дальше она перевела разговор в другое русло:

– Давно собирались выйти на связь с вами. Скоро нашей матери исполнится сто лет. Ее судьба – и типичная, и неординарная. Может быть, подберете время на встречу с ней.

– Договорились, – отвечаю я.

Поглощенный разговором, я не заметил, как джип въехал на тракт.

– Давайте мы отвезем вас до Кармаскалов, – предлагает Мурсалим.

– Нет-нет, спасибо, счастливого вам пути, – с благодарностью покидаю джип.

Излучающая свет доброты


Обещал – сдержи слово! Поэтому я не стал откладывать встречу в долгий ящик. Но волей судьбы она отодвигалась несколько раз. У героини складывались разные обстоятельства: то дочь заберет в Стерлитамак, то зять увезет в Уфу. А на сей раз повезло – оказалась в родном очаге – в Бузовьязах. Не может она долго коротать время у детей. Что может быть ближе, чем тот уголок, с которым связана вся жизнь! Понятно, теперь здесь нет той избенки, где росли дети, нет тех ветхих надворных построек, где содержалась домашняя живность. С согласия тещи Мурсалим на этой усадьбе построил двухэтажный коттедж, посадил кустарник, а Роза превратила двор в цветник.

Беседа началась за столом. Смотрю на Галию Мухаметшарифовну с восхищением – глаза и лицо излучают свет доброты, нежности, искренности. Она оказалась словоохотливой. Выяснилось, что следит за событиями, происходящими внутри нашей страны и за рубежом.

Затем собеседница переключилась совсем на другую тему.

– Обидно, что потеряло былую славу родное хозяйство. Ведь колхоз был передовым не только в районе, но и в республике. Тягостно вдвойне, поскольку к его процветанию причастна и наша семья. Мой отец, Мухаметшариф, в числе первых записался в колхоз, передал трех лошадей со всеми снаряжениями, восемь пчелосемей, жнейку. И родители, и я с сестрой Разией включились в колхозные будни. – Последовала пауза: возможно, память вернула ее к родным людям, давно покинувшим этот мир, благословившим её не только на долгожительство, но и на приумножение семейных ценностей.


Детство и юность - без лишений


– На детство и юность не жалуюсь, – продолжила она. – Голод не испытала. Милостыню не просила. Без одежды не ходила. Росла под надежным родительски крылом. Но это не означает, что моя длинная жизненная дорога была устлана одними розами. Терний было предостаточно, прошла через горнило трудностей и невзгод. Но всегда главным спутником жизни был труд, – считает собеседница.

По признанию односельчан, Галия-ханум всегда отличалась трудолюбием, старательностью. Кажется, не было сферы, где бы она не испытывала себя. С подругами под палящим солнцем полола посевы, а ранним утром в стужу спешила на ферму. Откликнулась и на комсомольский клич – орудуя лопатой и киркой, прокладывала траншею под будущий нефтепровод «Туймазы – Уфа». Позже с особым усердием готовила блюда для больных в столовой больницы, а затем до 60 лет работала на молочном заводе рабочей. Ее трудовые заслуги не остались незамеченными. Это и высокое звание ветерана труда, и медали, и Почетные грамоты разного уровня, и, конечно, уважение селян.


Покушение… на любовь


На долю Галии-ханум выпали счастливые мгновения и в семейной жизни. Первые нежные чувства любви, годы брачного союза с односельчанином Хажигали Ишмаковым, рождение детей… Живи и радуйся! Да нет же! В ясный солнечный день небо затянуло тучами.

… В ту ночь она не сомкнула глаз, ничего не понимала. Только в голове билась неотступная мысль, словно кто-то молотком беспрерывно стучал по темени: одна с тремя детишками, как жить? С кем поделиться горем? Но утром никто не услышит ни плача, ни вздоха. Лишь темные подглазины говорили о тягостной ночи, проведенной без сна. Незаживающую рану на душе оставил муж, уходя к другой женщине…

Галия выстояла. Вырастила детей, дала им образование, вывела в люди. Каждый их них нашел свою стезю, свое семейное счастье. Сын Венер за многолетний добросовестный труд удостоился высокого звания заслуженного строителя республики. И его жена Фаягуль ничуть не уступала ему в старательности, в трудолюбии. Удачно сложилась семья у дочери Розы, унаследовавшей от матери душевность, человечность, жизнелюбие, преданность крепким семейным устоям. Это логично – с мужем уверенно шагают по жизни, сохраняя в неприкосновенности первые чувства любви. Мурсалим Гареев родился на туймазинской земле. Простой деревенский парень достиг таких высот, что вызывает изумление. От старшего механика вырос до заместителя генерального директора ОАО «Уралсибнефтепровод». В последние годы занят преподавательской работой в нефтяном университете. В активе доктора технических наук, профессора сотни научных публикаций, десятки рационализаторских предложений. Вообще, вся династия Гареевых предана нефтяной отрасли. Роза зарекомендовала себя компетентным специалистом по охране труда и экологии. Сыновья Азат и Ринат возглавляют коллективы НГДУ в Татарстане. Лишь Гузель «прорубила» окно в другую сферу, окончив Московский институт торговли. Не запятнала репутацию семьи младшая дочь Галии-ханум – Флюза. Сначала с рвением работала в железнодорожной сфере, а затем нашла свою нишу в медицине. И там заслужила авторитет. И муж Тимербулат оставил след: сколько объектов сооружено его руками в Стерлитамаке, Салавате, Ишимбае! Они вправе гордиться успехами сыновей. Ильдар создал рекламное агентство. Марат подался в нефтяники.

Как не быть довольной хозяйке большого семейства примечательными деяниями всей многолюдной, дружной, инициативной, предприимчивой, порядочной, человечной родни!


«Рецепт долголетия от Всевышнего»


– Вот ты, сынок, интересуешься секретом моего долголетия, – отвечает на мой вопрос Галия-ханум. – Дать точный ответ не смогу. Я – не доктор, не ученый. Но считаю, что рецепт долголетия выписывает сам Всевышний. А нам, земным, остается лишь строго выполнять его наставления. Это я постараюсь раскрыть на своем примере. Прежде всего, своей довольно-таки долгой жизнью обязана своим родителям, наделившим меня крепким здоровьем. Они с детских лет воспитали уважение к физическому труду. Они благословили на жизнь в гармонии с природой. Они дали совет, чтобы я вела, как сейчас модно говорить, вести здоровый образ жизни, не пичкать организм без надобности лекарствами, а больше использовать средства народной медицины. Ни в коем случае не поддаться «волшебствам» знахарей. Думается, – продолжается собеседница, – мне удалось все это взять на вооружение и придерживаться правил в своей повседневной жизни. К тому же, с годами выработалась жизнестойкость. Без нее невозможно было бы пережить все потрясения. А ими я была сыта по горло. Но в тех ситуациях я жила с верой в благополучное будущее.

Наступила небольшая пауза. Галия-ханум пригубила чай. Затем продолжила свой монолог.

– К моему долголетию, думается, причастны и домочадцы. Спокойная семейная обстановка, постоянная забота о тебе, уважительное отношение к твоим запросам – все это вооружает новым зарядом энергии, словно наполняя сердце свежей кровью. Я благодарна всем. Но особой благодарности заслуживает зять Мурсалим. Для него я стала второй матерью. Живем душа в душу. Я постоянно чувствую искренность его теплых чувств, доброту. А ведь нередки случаи, когда теща и зять находятся в вечной вражде.

Я долго находился в цепких объятиях воспоминаний от первой встречи с землячкой. Я вырвался из них лишь тогда, когда в зал занесли огромнейший торт. Галие-ханум хватило одного выдоха, чтобы все сто свечей в один миг погасли. Затем гости высыпали на придомовую площадь. Вскоре апрельское ночное небо под присмотром улыбающейся луны озарилось разноцветной радугой от салюта. В эту минуту на глаза Галии-ханум, с детской наивностью наблюдавшей за этими сюрпризами в ее честь, навернулись слезы.


Спустя пять лет после салюта


До чего же космически стремителен бег времени! Вроде бы все это только вчера случилось – имеется в виду чествование столетнего юбиляра. Оказывается, нет! С того апрельского дня в бешенном ритме промчались пять лет, запечатлев на страницах бузовьязовской летописи богатый и тернистый жизненный путь женщины – долгожительницы, женщины – труженицы, женщины – матери.

Сбывается желание Галии-ханум, высказанное на юбилейном вечере: «Покрепче бы здоровье, да жизни подлинней». Но не во всем. Да, годы идут, а вот организм сдает свои позиции. То нагрянет резким повышением давления, то острой сердечной недостаточностью, то бессилием, то нестерпимыми болями. Болезнь не хочет отступать, хотя против нее нацелены усилия всей родни, медиков. Каждый из них – начеку. Основная нагрузка ложится на младшую дочь Флюзу. Ей на подмогу регулярно приезжают из столицы Мурсалим и Роза, доставляя дорогие лекарства и все необходимое.

– Как я признательна всем своим кровинушкам, – говорит мать. – Без их постоянной заботы, без их неимоверных усилий вряд ли я смогла бы переступить порог своего стопятилетия. Что ждет меня дальше – знает только Аллах.
Автор: Мидхат Резяпов.
Читайте нас: