Все новости
Общество
14 Июня 2019, 14:37

Человеком рождаются, а журналистом становятся

Знакомая калитка. Знакомая панорама: добротный дом, рационально расположенные сооружения – баня, гараж, хозблок, до блеска вычищенный двор, деревья, отдыхающие в «зимней спячке». Кистью талантливейшего художника зимы все пространство превращено в неописуемую белую пустыню.

Знакомая панорама
Очи погружаются в дивный мир, а в голове – воспоминания, наполненные радостными мгновениями, горькими переживаниями, невосполнимыми утратами, солеными слезами, с ублажающей надеждой на хорошее будущее. Чему здесь удивляться: такова природа человеческой жизни, таково веление судьбы. Пытаясь подвергнуть их бессистемному монтажу, я стараюсь мысленно восстановить лишь некоторые эпизоды из будней моего героя – Талгата Фаритовича Мухаметьянова, члена Союза журналистов Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Чутье не подвело
В одно время редакцию буквально лихорадило - остро ощущался голод на толковых пишущих журналистов. Искали их среди народных корреспондентов, специалистов, педагогов. Кое-кто откликался на наш клич, но очень скоро разочаровывался. Казалось бы зоотехнику с высшим образованием и карты в руки. Ан нет, даже двухнедельное испытание не выдержал. А молодая учительница уже через неделю ретировалась. Доводы их однотипны, дескать, корреспондентская ноша не сподручна им, да и зарплата - кот наплакал. Конечно же, поиск продолжался. Гордиев узел разрубил мой давнишний друг Фарит Мухаметович, с величайшей осторожностью порекомендовал кандидатуру своего сына: «Может быть, испытаешь. Выпускник сельхозинститута. По специальности – ветеринар. Грамотности ему не занимать».
Утром следующего дня состоялась наша встреча. Первое впечатление обнадеживающее – претендент рассуждает очень толково, ощущается неподдельный интерес к будущей работе. Слава богу, то первоначальное чутье не подвело, наоборот, с каждым днем оно крепло. И оно подтвердится позже. Пока что первые блины оказались, как у молодой невестушки, комом. Первое задание – выяснить, как идет подготовка к уборочной кампании в подразделениях райсельхозтехники. Какую же участь постигла заметка? Об этом поведал сам автор:
– Прочитал рукопись Явдат Шагалимович Хамитов. Он заведовал отделом писем. Очень деликатно заметил: «В целом ориентир выяснен. Жаль, что материал напичкан цифрами, процентами. Талгат, пойми: любое дело, большое или малое, творится людьми. Каждая цифра, каждый процент рождается трудом и потом человека. Значит, на первом плане должен быть труженик со своими проблемами, заботами, планами. Лучше будет, если снова там побудешь».
Не обошлась без изъяна и моя вторая статейка. Я ее посвятил делам коллектива Кармаскалинской свиноводческой фермы, которым руководил Ситдик Сайфуллин. В данной ситуации коллега указал на то, что не раскрыт опыт передовых свиноводов района. Переживал здорово. Уйти – совесть не позволяла, ощущал поддержку сотрудников. Поэтому вновь встретился с людьми. Оба материала после отшлифовки еще и редактором вышли в свет, – делится Талгат.
Слушаю его, а перед глазами тот младенец, который совершает первые шаги – то выпрямится, то споткнется, то расшибет лоб. Все это продолжится до тех пор, пока шаги не приобретут нормальное состояние, не станут увереннее, тверже. Разве журналист, вступивший на творческую стезю, не напоминает того младенца? Ясно одно – журналистом не рождаются, а им становятся.
Перебираю в памяти, как Талгат с жадностью, как губка, впитывал опыт бывалых коллег, как Фаниль Султанов, Марат Хасанов, Явдат Хамитов, Эльза Саттарова, Рамиля Сайфуллина. Регулярно следил за творчеством республиканских журналистов, выкристаллизовывался свой почерк более чем за тридцатилетнюю деятельность. Он зарекомендовал себя поборником всего нового, что зарождалось в аграрном секторе района, страстно пропагандировал достижения передовиков, старался как можно глубже раскрыть резервы на том или ином участке. Сотни задушевных зарисовок посвящено батырам полей и ферм, специалистам, руководителям, фермерам, предпринимателям, ветеранам сельскохозяйственного производства. Это он рассказывал нашим читателям, как идет становление, развитие мощного комплекса в «Артемиде», ставшего со временем школой передового опыта в республике. Здесь впервые все процессы полностью компьютеризованы. Это из-под его пера то и дело выходили материалы, касающиеся достижений Бузовьязбашевского племенного овцеводческого завода. Это он в своих публикациях прославлял самозабвенный труд многократных чемпионов жатвы братьев Рашита и Рифа Асяновых, Вильмира Бикметова, руководителя крестьянско-фермерского хозяйства Флюра Турьянова, знатного свекловода Раиля Камалова…
Душа нараспашку
Теперь у него своя творческая лаборатория. Ее услугами в свое время пользовались Роберт Уразбахтин, Винер Сагитов, Альфина Абдеева, Алексей Григорьев. Каждый из них оставил на страницах газеты замечательный след содержательными публикациями.
Как орел скрупулезно учит своих птенцов к покорению вершины скалы, так и Талгат Фаритович охотно воспитывает, обучает, нацеливает, находит время для заинтересованной беседы с каждым активистом печати. В тот день я застал такую картину. Вот он, прочитав зарисовку Милены Шаймардановой, адресовав теплые слова, порекомендовал постараться глубже раскрыть образ своего героя. Альфие Ахмадуллиной, имеющей солидный опыт работы в отраслевых журналах, подсказал иметь в виду особенности газетного стиля. Народный корреспондент из д.Сахаево Тагир Вильданов обрадовал его приятной новостью – скоро выйдет четвертая книга. За одно поблагодарил за хороший перевод юморески. Опытнейший переводчик Венера Гафарова интересуется, правильно ли сделан перевод приспособления к роботу. Ответсекретарь, вездесущий универсал Светлана Карпова согласовала макет очередного номера.
Надо – и блоху подкует
Редакционная кухня напоминает беспрерывное производство. Здесь действует принцип: один – за всех, все – за одного. К ее напряженности давно прикипел Талгат Фаритович, преодолев ступеньки от корреспондента, заведующего отделом сельского хозяйства, до заместителя редактора. Признаюсь, он полностью лишен карьеризма, назначение происходило помимо его воли и желания. Каждый сотрудник знает, что он – энциклопедист, талантлив во многом. Потребуется – даст совет, как повысить урожайность плодово-ягодных культур, как бороться с их болезнями, что делать, если компьютер заражен вирусом. И не только – разберет – соберет электропроводку. Короче, надо – и блоху подкует. Иначе и быть не может, – подтверждает каждый, кто знает его, и еще добавит: «Он же сын «шустрого» Фарита!».
Медаль –
за общественную миссию
Мы с ним – не разлей вода, вместе пуд соли съели, прошли через огонь, воду и медные трубы. Это – не пафосные слова. Как ни крути – более тридцати лет вместе. Наши точки соприкосновения многогранны – творческая нива, общественная деятельность, семейное общение, часы отдыха на лоне природы.
Без угрызения совести могу засвидетельствовать – джигит что надо, душа нараспашку, полностью лишен конфликтности, интриганства, способен пожертвовать личным во имя благополучия другого. Разве не об этом говорит та высокая оценка, которую он заслужил за бескорыстное несение в течение десятилетий общественной миссии!
Районный Дворец культуры. В зале – профсоюзный актив района. Идет торжество в честь столетия профсоюзного движения. Председатель Совета Федерации профсоюзов республики А.Самирханов, вручая нашему герою юбилейную медаль, под аплодисменты собравшихся адресовал ему такие слова:
- Спасибо вам, уважаемый Талгат Фаритович, за многолетнюю и безупречную работу в профсоюзе!
Бесспорно, награда по достоинству. За ней скрываются зримые и незримые будни председателя профкома редакции. Его инициативность проявлялась во всем, будь это организация соревнования, чествование юбиляров, направление детей в пионерские лагеря, празднование памятных дат, материальная и моральная поддержка сотрудника в тяжелые дни утрат. Всерьез занимался организацией отдыха. Крепко засел в памяти отдых на берегу чудесного, но очень своенравного Инзера. Он превратился в Сабантуй со своей обязательной атрибутикой, включая спортивные состязания, конкурсы, розыгрыши, концертные номера… Один день – а какой заряд энергии получен! Отсюда – истинное доверие, уважение и признание.
Испытание на жизнестойкость
Нет, я ничуть не собираюсь идеализировать своего коллегу. Боже спаси! У каждого из нас свои слабости, свои прегрешения. Пока в жизни нет человека, который был бы во всем идеален. Но отчетливо сознаешь, что Талгат Фаритович – личность, наделенная природой замечательными человеческими качествами. А вот втройне обидно, что Мухаметьяновых преследуют «черные силы», видимо, пытаясь испытать их на жизнестойкость.
Однажды тревожное телефонное сообщение застало меня за обеденным столом. Медлить было нельзя. Я, охваченный оторопью, дрожью, нажимал на газ УАЗика. Уже минут через пять-десять оказался в эпицентре пожарища. Явно не хотелось верить происходящему – не сон ли это? Да нет! Бесчинство безжалостного огня было налицо. Дотла сгорела баня – торчал лишь голый остов от печи. Спешно шел разбор венцов от сарая. Продолжали тлеть разбросанные головешки поленьев. Нестерпимый запах от обугленных до костей тушки телки, десятка голов домашней птицы витал над двором. Коромыслом стоял дымок над трактором и мотоциклом. Ущерб невероятный. Утешает одно – не пострадали сами дети, удалось спасти дом. Забегая вперед, сообщаю: к осени: все сооружения были построены, трактор восстановлен, а новый редакционный мотоцикл «Урал» был списан.
Еще и тот сюрприз от природы. Семья днем завершала посадку картофеля. Талгат был ошарашен – посредине огорода провал земли. Еще какой – образовался овраг глубиной в 4-5, шириной в 10-12 метров, к тому же – целый поток воды. Случись все это во время работы, не избежать бы тяжелых последствий. И трактор, и люди оказались бы в западне.
Как гром в ясный солнечный день, ворвется в семью трагический случай – в полном расцвете сил оборвется жизнь брата Флюра. Из-за сердечной недостаточности покинет прекрасный мир глава семейства, толковый организатор, неутомимый труженик Фарит Мухаметович. Из-за хирургической ошибки, допущенной во время операции в Институте глазных болезней, мой коллега в течение полгода вынужден был оставить работу и восстанавливать зрение. Утешает, что без серьезных последствий обошлось автодорожное происшествие на дорогах Татарстана, произошедшее по вине пьяного водителя.
Каждая утрата, каждое потрясение – это постоянно кровоточащая рана на сердце, неотразимый стресс, со временем приводящие к истощению всего организма. Все это почувствовал на себе и мой герой. Наверное, поэтому на стол редактора положил заявление об увольнении.
Дорога домой
Закрыв кабинет, Талгат Фаритович вышел на улицу. Окинул взглядом окрестность. Какая прелесть! Кругом белым бело. Воздух чист, свеж, словно насытился после июльского дождя озоном. Наконец, метель, бушевавшая целую ночь, утратив свою недюжинную удаль, утихомирилась. Зато солнце как бы в отместку ей продолжало своими лучами, пусть пока скупыми, «хозяйничать», даря людям животворную силу и блага.
Все это не могло не сказаться позитивно на настроении, на помыслах, на творческих замыслах моего героя, который спешил в родной очаг…
Это случилось еще в феврале. Но редакция не отпускала корифея журналистики. Только в начале июня Талгат Мухаметьянов ушел на заслуженный отдых...
Мидхат Резяпов, редактор газеты с 1980 по 2007 г.
Читайте нас: